botanichka (botanichka) wrote,
botanichka
botanichka

Ритмические приемы для цветников и миксбордеров

В нашей жизни особую роль играют ритмы и повторения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что самыми популярными и успешными в истории ландшафтного дизайна приемами оформления цветников и рабаток были и остаются именно ритмические приемы. Родившись как средство от скуки и мрачности при заполнении площади под живыми изгородями, ритм в цветниках стал одним из обязательных инструментов, без которого не добиться успеха при обустройстве сложных композиций. Главный враг монотонности и удивительно простой этот прием игры с ритмом позволяет создавать красочные, немонотонные и эмоциональные композиции.

Ритмические приемы в оформлении цветников
Ритмические приемы в оформлении цветников

Ритм в ландшафтном дизайне – один из наиболее важных приемов искусства оформления садов, который придает всему озеленению наполненность, энергию, связанность и динамику, вызывает удивление и восхищение, пробуждает эмоции и задает направления движения взгляда по саду, как бы подталкивая его двигаться дальше. Ритм управляет восприятием и ощущением, действует подсознательно и буквально задает тон жизни в саду.

Влияние ритма на композиции проще объяснить по тем проблемам, с которыми он помогает бороться:

  • скукой;
  • однообразием;
  • безликостью;
  • усталостью;
  • раздражением и беспокойством;
  • монотонностью;
  • будничностью;
  • непостоянством.

Особо ярко умение играть с ритмом всегда проявлялось в классических английских садах с их обязательными стриженными живыми изгородями, прогулочными зонами и серийными миксбордерами. Собственно, именно от искусства высаживать под скучными зелеными стенами или оградами красочные многолетники, создавать рабатки по периметру сада или отдельной зоны с поразительной общей протяженностью, и зависит понятие ритмического приема оформления.

Ритм – это универсальное средство внесения разнообразия в широкие полосы растений большой протяженности и в композиции на большой площади. В огромных парках и усадьбах даже классический вариант с бегущими друг напротив друга параллельными цветниками и газоном между ними требовал особого мастерства в предупреждении монотонности и скуки. Из аристократических садов с их огромными площадями ритм сегодня эволюционировал в важный прием при оформлении любого, даже маленького цветника, рабатки, пейзажной группы – как один из базовых средств в арсенале любого ландшафтного дизайнера.

Ритм в искусстве оформления сада – базовый прием или средство построения композиции наравне с симметрией и асимметрией, контрастами, масштабами, соотношением форм и пр. Но, безусловно, именно ритм является наиболее эмоциональным средством борьбы с монотонностью. Это универсальное средство «обострения» всех декоративных характеристик сложных композиций, выведения цветников и рабаток на эмоциональные и эстетические «пики», придания им не просто интересности, но и эстетической выразительности, цельности. Ритм придает любой композиции цельность, упорядоченность, продуманность и подчиняет любой хаос, даже цветовой. И «работает» на любом цветнике – и с десятком видов растений, и с сотней культур на запущенных или созданных без плана клумбах, при любой цветовой палитре. Умение ритмических приемов ограничивать, выделять, упорядочивать цветовую гамму композиций уникально: если с разнообразием и пестротой вы переборщили, то всего 3-5 ритмичных элементов полностью нивелируют любой недостаток непродуманной игры красок и форм.

На практике ритм – это повторение, дублирование элементов и расстояний между ними (или обоих этих компонентов одновременно), создающих динамику композиции и вводящих в оформление эффект закономерности. Чтобы задать ритм, выбранный мотив (или элемент), нужно повторить их не менее 3-х, но и не более 10 раз, размещая на одинаковом или продуманно изменяющемся расстоянии. Чем больше интенсивность, повторение ритма, тем сильнее его эмоциональное воздействие. Но дойдя до определенного эмоционального предела, повторение может вместо динамики, наоборот, усилить монотонность. Поэтому больше 10 раз «напрямую» один ритмический прием не используют даже в очень больших объектах.

Read the rest of this entry »

Полная статья на на «Ботаничке.ru», комментируем по ссылке

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author