Оригинал статьи на «Ботаничке». Комментарии здесь.
Увлекателен труд лесовода. Вырастит он, выпестует из крохотного, еле приметного семени нежные растеньица, пересадит осторожно в хорошо обработанную почву и ухаживает за ними долгие годы. Нескоро еще юные питомцы станут могучими развесистыми дубами, стройными соснами, величественными пихтами или ясенями.
Рядом землепашец-хлебороб, кажется, только лишь засеял свое поле, присмотрел за что ни день крепнущими всходами, и вот еще не утвердилось по-настоящему лето, а он идет среди золотых волн пшеницы, взвешивает на ладони сочное полновесное зерно.
Через пять, самое большее, десять лет снимает первые урожаи плодов или ягод и труженик-садовод.
Тополь чёрный, или Осокорь (Black poplar)
А вот тех, кто растит леса, судьба никогда не баловала. Только в старости дано им пройтись под пологом взлелеянного ими леса, а уж уборка лесного урожая — дело сыновей, а то и внуков. Поэтому-то с давних времен и таили лесоводы заветную мечту: вырастить не одно, а много поколений леса за свою жизнь, не один, а несколько раз порадоваться урожаям взращенных ими деревьев.
Казалось, это бесплодная мечта. Но вот грянул Великий Октябрь, и то, что считалось ранее несбыточным, стало осуществляться у нас на глазах. Народное хозяйство отпустило громадные средства лесоводам, вооружило самой современной и совершенной техникой, предоставило почти неограниченные площади, обязав былых мечтателей приняться за реальное дело — быстрее растить леса. Особенно важно было это для давно обжитой и изрядно обезлесенной в прошлом европейской части нашей страны.
Леса ведь растут, как и столетия назад, а потребление их богатств промышленностью и стройками увеличилось во сто крат и продолжает неуклонно расти. Как быть? Одни предлагали взять курс на рекордсменов быстрого роста — эвкалиптов, другие искали решение вопроса в агротехнике возделывания лесов, в стимуляторах роста, в удобрениях. Нащупали же золотоносую лесную жилу те, кто обратил свои надежды на считавшиеся в прошлом малоценными породы — тополя.