Оригинал статьи на «Ботаничке». Комментарии здесь.
На побережье Карибского моря, в Тайваньском проливе и на других океанских побережьях тропиков неизменно поселяется необычная береговая растительность. Словно уходя от чрезмерной тесноты на суше, эти деревья на своеобразных корнях-ходулях устремляются к самому берегу, а некоторые даже вторгаются в бурлящие волны океана.
Это мангры, мангровые леса-заросли. Они несколько напоминают распространенные у нас в низовьях рек Волги, Кубани, Днепра и Днестра плавневые леса в период сильных весенних паводков. В это время они как бы плывут среди водной шири. Подобно нашим плавневым вербам, затопленным вешними водами иногда по самые верхушки, деревья мангровых лесов купают развесистые кроны в морской воде. Но проходит время отлива, и волны, далеко откатываясь, постепенно обнажают подводный лес. Только обильные капли воды на темно-зеленых кожистых листьях напоминают о недавнем пребывании их под водой. В это время можно увидеть в полной красе наиболее смелых обитателей мангров. Густо стоят они на своих оголенных ходулях, окрашенных в темно-коричневый цвет. Из-за большого количества танина древесина наиболее распространенного в зарослях дерева — ризофоры кроваво-красная. Местные жители поэтому называют его красным деревом.
Мангры (Mangrove)
Деревья ризофоры занимают и передовую линию мангровых лесов, наиболее глубоко вторгающуюся в морскую пучину. Вторую полосу в основном образуют деревья авиценнии, далее идут древесные растения: лагулярия, банистерия и другие виды.
Удивительна приспособляемость этих деревьев, особенно ризофоры и авиценнии, к необычным условиям. Прибрежная полоса, то заливаемая, то освобождающаяся во время приливов и отливов, имеет илистую, насквозь пропитанную соленой морской водой почву. Воздух в этом месиве вовсе отсутствует. Но обитатели мангров приспособились и освоились и в таких необычных условиях.