Кто о чём, а я опять о пчёлах. Удивительные существа: и жизни-то рабочей пчеле отпущено немногим больше месяца, а она за это время успевает побывать и уборщицей, и строителем, и нянькой, и кормилицей, и охранником, и упаковщицей, и даже «кондиционером» для улья. Но самое главное — сборщицей нектара и мёда. При этом не ковыряет в носу за партой, не сдаёт экзаменов и не сваливает свои «косяки» на нечётко поставленную руководством задачу. Да и руководящей верхушки у пчёл нет. Ни администрации, ни идеологии, ни шоу-бизнеса, ни оппозиции — как же они живут? Зато мёд производят исправно, собирая с самых разных растений всякое разное — и не только нектар и пыльцу. Вот об этом и будет статья — что натаскали мои пчёлы и какой ещё бывает мёд.

Почему мёд тёмный?
Первый мёд, который мы откачали в начале июня, оказался тёмного, почти коричневого цвета, очень ароматный, с терпкостью и приятной горчинкой. Самым тёмным медом из всех, которые я до обзаведения пчёлами покупала на местных рынках, был каштановый. Но каштан в июне только зацветёт, а мы уже мёд накачали. Про гречишный даже речь не идёт, в предгорьях гречиху никто не выращивает. Однажды на краевой ярмарке попался тёмный ароматный мёд, под названием «Горный», но продавец, понятно, не знала подробностей медосбора – не её профиль.
С баночкой мёда я пошла по окрестным пчеловодам выяснять, что это, и где мои пчёлы всё это взяли? Опрос оказался непростым и вызвал диспуты. Большинство склонялось к тому, что по цвету мёд похож на падевый, но падь в мае при обильном взятке пчёлы вроде не берут. По аромату был похож на мёд с черноклёна, а вот горчинка и терпкость вообще непонятные. В общем, хождения мои, как и исследования просторов Интернета, оказались мало результативными.
За время моих изысканий родственники, друзья и знакомые с большим аппетитом съели весь мёд, и вопрос отпал сам собой за неимением «материала».
На всякий случай я начала внимательнее наблюдать за пчёлами – куда они летят, на каких цветах копошатся, где с обножкой, а где с нектаром. Пчёлы дисциплинированно летели на цветущий ковром под ногами белый клевер, с утра до вечера трудились на ближайшей липе, азартно отпихивая шмелей, лезли в цветки специально для них посаженного синяка.
Старательно обрабатывали огурцы, тыквы, дыни и арбузы, сплошным жужжащим одеялом покрывали цветущую японскую жимолость, потом перебрались на дикую ежевику, которой по окрестностям – тьма. Ничего криминального.
Ну ладно, следующий мёд будет цветочной смесью, значит, тёмно-жёлтого цвета.
А вот и нет! Августовский мёд оказался не менее тёмным, чем июньский, но более густой (ну понятно, уже на зиму заготовленный). Аромат яркий, горчинка и кислинка присутствуют, заметно обогащая вкус. В самой откачке меда активно участвовали облизывающиеся родственники, по ходу процесса периодически названивали друзья и знакомые, выстраиваясь в очередь за порцией непонятного, но очень вкусного мёда.
Мёд откачали, все разошлись в обнимку с вожделенными баночками, а я осталась опять в полном непонимании – что это за мёд?! Не идентифицированный продукт не давал мне нормально спать, а Интернет только больше запутывал ситуацию. Дальнейшие наблюдения за пчёлами тоже ничего не прибавили – пчёлы, как хорошие партизаны, своих явок не выдавали. Специально по-осени прошлась по медовым рядам на рынке – такого тёмного мёда никто не продаёт.
Полная статья на на «Ботаничке.ru», комментируем по ссылке